Ни для кого не секрет, что цель любого предприятия – это максимизация прибыли. Для достижения успеха в условиях конкурентной рыночной среды компании стремятся минимизировать затраты, обеспечив, таким образом, качество товаров и услуг. Одним из современных инструментов управления, который позволяет предприятию укрепить конкурентные преимущества на рынке за счет увеличения эффективности производственной деятельности, является аутсорсинг.
Основная цель данного метода – концентрация ресурсов предприятия на достижении главной цели, не занимаясь при этом организацией вспомогательных и обслуживающих процессов или иных функций.
Прежде чем определить, стоит ли применять аутсорсинг на предприятии, необходимо определить его функции, преимущества и недостатки. Аутсорсинг – это передача второстепенных функций предприятия в управление профессиональному внешнему подрядчику на постоянной основе. Это наиболее успешная бизнес-модель, которая позволяет минимизировать издержки и обеспечить высокий уровень конкурентных преимуществ.
Понятие аутсорсинг довольно часто путают с оффшорингом. Но этого делать не следует. Аутсорсинг подразумевает делегирование вспомогательных функций внешнему подрядчику за рубеж или же в страну базирования. Оффшоринг же включает передачу функций предприятия исключительно за рубеж, при чем не имеет значения будет это внешний подрядчик или внутрифирменная организация.
Для того чтобы определить, стоит ли использовать практику аутсорсинга, необходимо применить классическую модель принятия решений: «покупать или осуществлять самостоятельно». Согласитесь, ведь намного проще передать ряд функций, которые не являются основными, другой компании и сосредоточить свою работу на главной сфере деятельности предприятия.
К примеру, если вы владелец крупной сети супермаркетов, то вам гораздо выгодней, чтобы вопросами рекламы занималась специализирующая на этом фирма, нежели внедрять матричную структуру производства и организовывать проект-группу каждый раз, когда нужно сделать рекламный ход. Аутсорсинг имеет свой принцип, который гласит: «Оставляй себе только то, что тебе под силу делать лучше других, передавай внешнему подрядчику то, что он выполняет лучше всех».
На сегодняшний день наиболее распространенным является IT-аутсорсинг, который выступает в роли локомотива этой сферы.
Лидирующие позиции в области потребления услуг аутсорсинга на мировом рынке занимают: 1.) США – здесь около 80% торговых сетей делегируют различные функции внешним подрядчикам; 2.) Западная Европа – только 60% фирм используют данную практику, так как более мощные компании предпочитают создавать проект-группу внутри предприятия.
Что касается мировых поставщиков услуг аутсорсинга, таковыми являются: Индия, Китай, Канада, Филиппины и Ирландия. Согласно исследованию, которое проводила Американская Ассоциация Менеджмента, 20% из 600 исследованных фирм делегировали внешнему подрядчику хотя бы небольшую часть своих бухгалтерских и финансовых операций, а оставшиеся 80% - часть административных функций предприятия. Также, по результатам наблюдений, был сделан вывод, что услугами аутсорсинга чаще всего пользуются компании, работающие в сфере розничного бизнеса и для которых характерна высокая маркетинговая активность.
Итак, основными преимуществами использования данной практики являются:
Однако, не стоит забывать и о недостатках аутсорсинга, к которым относятся.
Не смотря на ряд недостатков, все же следует отметить, что аутсорсинг – это выгодная и успешная бизнес-стратегия, которая позволяет увеличить эффективность производства путем минимизации издержек. Эта модель ведения бизнеса обеспечивает максимальное снижение финансовых рисков за счет разделения ответственности за принятые решения с фирмой-подрядчиком.
Конечно же, только вам принимать решение о целесообразности использования данной стратегии, но аргументы в пользу аутсорсинга неоспоримы.